April 26, 2024 23:01
img

Что такое инсайдерская торговля?

В экономическом контексте под определение инсайдерской информации попадают любые важные не публичные, а часто закрытые для посторонних сведения, предназначенные только для «служебного пользования», разглашение которых может оказать ощутимое влияние на котировки ценных бумаг компании.

Однако только лишь определения того, что такое инсайдерская информация, недостаточно и для полноты картины необходимо разобрать еще такие понятия, как инсайдер и инсайдерская торговля, а также связанные с этим законодательные особенности, о чем и пойдет речь далее.

Кто такой инсайдер?

В соответствии с определением комиссии по ценным бумагам США (SEC), инсайдер – это человек, обладающий 10 и более процентами акций какой-либо компании, поскольку в силу своего положения, он автоматически включен в процесс управления фирмой, и ни одно важное решение не может быть принято без его ведома.

В более широком смысле инсайдер – это любой человек, имеющий доступ к закрытой информации (например, служебной или коммерческой тайне). В связи с чем, даже рядовые сотрудники многих корпораций при поступлении на работу подписывают документы о неразглашении любых важных сведений, касающихся деятельности их фирмы.

Таким образом, инсайдеры — это крупные акционеры, а также люди, имеющие доступ к важным закрытым данным — это могут быть, как сотрудники компании, так и внешние лица, такие как члены ревизионных комиссий, оценщики, представители кредитных и страховых организаций, рейтинговых агентств, спецслужб, силовых структур, занимающихся борьбой с экономическими преступлениями и др.
 

Реальный пример инсайдерской торговли
 

Как-то в 2006 году, в русской бане в Нью-Йорке собрались несколько человек: это были аналитики Goldman Sachs Евгений Плотник, его бывший коллега Давид Пайцин и бывший советник Merrill Lynch Станислав Шпигельман. Именно тут эти люди решили использовать инсайдерскую информацию о слияниях в целях заработать. В тот момент Merrill Lynch принимал участие в приобретении Gillette корпорацией Procter&Gamble.

На этом друзья смогли заработать почти $100 000. При этом своими знаниями они охотно делились со своими близкими и знакомыми.

Так, 23-х летняя подруга Пайцина  — стриптизерша Моника Вуйович, заработала на сделках более $300 тыс., папа Плотника смог заработать $63 000, его знакомый по софтболу, Элвис Сантана, сколотил более $460 000; еще один инвестор обогатился на 735 000 долларов.

Тогда тетя Пайцина, бывшая швея, пенсионерка, 63 года, вложила большие деньги в опционы на акции Reebok, а через месяц, когда рынку стало известно о слиянии, она закрыла все сделки и сразу заработала 2 млн долларов.

Комиссия по ценным бумагам США заинтересовалась этой сделкой, так как это была большая сумма для опционов, еще и от пенсионерки, бывшей швеи. Так они и вышли на организаторов.

Всего на слиянии Adidas и Reebok инсайдеры заработали более 6 млн долларов.

Плоткина и Пайцина посадили в тюрьму на 37 месяцев, а Шпиглеман внес залог 3 млн. долларов и остался на свободе.

Позже выяснилось, что инсайдеры сумели подкупить работника типографии, и он передавал инсайдерам свежие номера журнала Business Week, благодаря чему Плоткин смог заработать $340 000.

Теоретически же инсайдером может являться не только человек, занимающий руководящие посты в фирме, но и вообще любой другой сотрудник компании (даже уборщица) или как отмечалось выше, представитель других организаций, близко с ней взаимодействующих.

Находясь в более выгодном положении по сравнению с мелкими акционерами и обычными трейдерами, носители закрытой информации могут манипулировать рынком и извлекать огромные прибыли неправомерным образом.